Дополнительная информация
Уникальность обучения по этой программе состоит в возможности получить богословское образование совместно с искусствоведческим. Глубокое знакомство с текстологией Нового и Ветхого Завета, литургикой, историей Церкви и другими богословскими предметами позволяет нашим студентам учиться понимать христианское искусство изнутри самой христианской традиции, овладеть теми знаниями, которых зачастую не хватает даже очень хорошим светским специалистам, тоньше чувствовать богословские аспекты искусства.Главный богословский предмет нашей программы – это общий курс «Иконоведение», где студенты всех факультетов получают общие представления по истории христианского искусства как представлений о Высшем и Прекрасном, воплощенных в изображениях. При этом особое внимание уделяется богословским основам этого искусства, в тесной связи со всеми сторонами церковного вероучения и на основе Священного Писания. В этом заключается существенная особенность нашей системы преподавания, в отличие от других вузов, и это важно, поскольку без понимания церковного вероучения невозможно изучать церковное искусство с достаточно качественным результатом. Разумеется, в этом ознакомительном курсе ставятся вопросы об отличии подлинно религиозного искусства, создаваемого в соответствии с учением Церкви, от произведений религиозной тематики, которые часто не соответствуют основным понятиям христианского искусства.Значительное внимание уделяется изучению византийского и древнерусского искусства, в результате чего наши выпускники хорошо ориентируются в тех произведениях, с которыми им преимущественно в дальнейшем придется иметь дело в тех организациях, куда они поступают на работу. Глубокое погружение в традицию, историю христианского искусства, как Византии, так и средневековой Европы, а также предшествующих эпох – Древнего Востока и античности (Древней Греции и Рима) – хронологически последовательное изучение этих предметов подготавливает их к познанию древнерусского искусства, в котором традиции Византии, Западной Европы и собственные русские тесно сплетены. В изучении древнерусского искусства, как части византийского, акцент ставится на раскрытии именно русских традиций церковного искусства. Одним из существенных вопросов является не только художественная традиция, но и питающая ее духовная атмосфера, особенности русской святости, понимание образа на Руси. Данный курс нацелен на раскрытие древнерусского образа во всей его полноте, включающей как художественные особенности, так духовное, литургическое содержание, имеющее русское преломлениеВажным преимуществом программы является курс христианской иконографии, которая на языке изобразительного искусства передает содержание христианского вероучения. Студенты узнают, как созданием композиций различных сюжетов православного церковного искусства руководила соборная Церковь, отбирая те «слова» и «выражения» иконографического языка, которые наиболее точно отражали догматическое учение об их содержании.В академических курсах «выходы» в город не только дополняют основную программу, но дают основную базу в умении смотреть, «читать», обдумывать и обсуждать непосредственно в живом общении с искусством. Такая работа проводится регулярно: так, в курсе «Описание и анализ памятников» в той части, которая посвящена разбору основных категорий архитектурной формы, мы регулярно путешествуем по городу, анализируя общие понятия архитектуры, стилистические особенности эпох, почерки мастеров. Студенты обучаются составлять каталоги памятников, строить самостоятельно экскурсионный путь, уметь быстро и точно характеризовать объект. В курсе «История художественной критики» — посещение выставок самого разного плана, от выставок классического искусства до самых парадоксальных в своих концепциях (и не обязательно хороших) выставок современного искусства, посещение мастерских художников. Это тоже дает начинающему искусствоведу, для которого критический анализ — один из инструментов работы, навык формулировать вопросы к современному объекту искусства, точно выражать свой взгляд, несогласие, интерес, и т.п. В контексте этих же курсов иногда приглашаются на занятия специалисты по узким проблемам искусства.В процесс обучения непременно входит знакомство с музейными собраниями Москвы, где нередко проводятся лекции: Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный исторический музей, Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, Московский Государственный объединенный музей-заповедник, музей Русской иконы, музеи Троице-Сергиевой Лавры, а также посещение текущих выставок.По основным дисциплинам кроме лекций студенты проходят и семинарские занятия, а также пишут курсовую работу на каждом курсе. Заинтересованным студентам предлагаются в качестве тем малоизученные памятники, изучение которых иногда продолжается в рамках дипломных работ. Студенты активно посещают научные конференции, а также имеют возможность представлять результаты своих исследований на ежегодной Межвузовской студенческой конференции, которую организуют наши магистранты, с приглашением студентов-искусствоведов из других вузов. Конференция способствует получению ценного опыта публичных выступлений, обмену результатами научных исследований и развитию профессиональных связей, что очень важно для начинающих ученых